Полная версия

Новые стандарты автомобильного топлива в России

Попытки правительства быстрее ввести в России автомобильное топливо более высокого качества очень похвальны, однако, их реализация проходит ни без трудностей. Что тормозит замену старого бензина новым?

Почему бензин более высокого класса Евро — лучше?

Новые стандарты автомобильного топлива в России

Новые стандарты качества бензина принимаются в Евросоюзе по разным причинам. С одной стороны, постоянное повышение требований к технологии позволяет европейским НПЗ лучше выживать в конкуренции с дешевым, но менее качественным импортным бензином. Но гораздо важнее то, что бензин более высокого класса дает автовладельцам и обществу значительные преимущества, а именно:

  1. Увеличение безопасности работы двигателя, мощности, экономичности и срока его службы.
  2. Снижение загрязнения токсичными соединениями воздуха, которым дышат как водители, так и все остальные граждане.

Каждый последующий стандарт качества делает автомобильное топливо более экологически чистым. В частности, стандарт Евро-3, реализованный в ГОСТе Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия», предполагает следующие требования к бензину:

  • содержание свинца не более 5 мг/л;
  • серы — не более 0,015%;
  • бензола — до 1%;
  • доля ароматических углеводородов — не более 42%;
  • доля олефиновых углеводородов — не более 18%.

Стандарт Евро-4 — еще строе с точки зрения экологии, он допускает содержание серы не более 0,005%, ароматических углеводородов — 35%.

Автопарк и качество топлива

Новые стандарты автомобильного топлива в России

Потребление автомобильного топлива зависит не только от предписаний правительства и возможностей нефтепереработчиков, но не в последнюю очередь от технического состояния транспортных средств населения и предприятий. Поскольку автомобили в России принято эксплуатировать много лет, то потребности имеющегося автопарка являются наиболее инертным фактором спроса на топливо. Хотя о необходимости повышения качества моторного топлива говорят достаточно давно, а отечественные автопроизводители в состоянии выпускать продукцию, рассчитанную на более высокий класс бензинов, структура автопарка по потреблению топлива выглядит очень отсталой. По состоянию на 2012 год подавляющее большинство автомобилей в России были рассчитаны на топливо низкого качества. Лишь 11% относились к классу токсичности Евро-4 и Евро-5. Очевидно, что эту ситуацию изменить радикально за короткий срок не удастся, и с ней приходится считаться.

Сроки перехода на новое топливо и возможности нефтепереработки

Новые стандарты автомобильного топлива в России

Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» предполагает, что до 31 декабря 2014 г. Российские НПЗ будут производить только бензин класса Евро-4. Хотя на несколько последних лет были отмечены протестами со стороны переработчиков нефти, в 2012 г., так сказать «под занавес», НПЗ перешли в активную фазу модернизации, вводя в эксплуатацию новые производственные мощности, рассчитанные на выпуск бензина более высокого качества. В том, что не все заводы сумеют перейти к 2014 г. На автобензин класса не ниже Евро-4, нет ничего катастрофичного. Необходимость закрывать старые отсталые заводы, не подлежащие модернизации и мелкие предприятия, замусоривающие рынок некачественным суррогатным топливом, назрела давно. Прекрасно, если этот процесс пройдет естественным путем.


Автор: Кирилл Корякин, 19.05.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена.



Интересное по теме
Статьи схожей тематики:
Новости по теме: