Полная версия

Транспортный налог и почему автомобилисты его не платят

Транспортный налог и почему автомобилисты его не платят Транспортный налог относится к региональным налогам. Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Налог на автомобиль взимается на основании 28 главы части 2 Налогового Кодекса РФ и принимаемыми в соответствии с Кодексом законов субъектов РФ о транспортном налоге. Каждый регион определяет свои ставки транспортного налога на основании вышеуказанного Кодекса. Также любой регион может применять свои льготы и скидки по транспортному налогу.

Транспортный налог рассчитывается по количеству лошадиных сил (л.с.) автомобиля. Практически во всех технических документах автомобиля указана мощность в л.с., но если мощность двигателя указана только в киловаттах (кВт), то Вам необходимо перевести эти данные в лошадиные силы.

Транспортный налог и почему автомобилисты его не платят

1кВт = 1,35962 л.с.

Пример: 93 кВт Х 1,35962 = 126,44 л.с. (результат необходимо округлить до двух знаков после запятой)

Будьте внимательны, транспортный налог уплачивается физическими лицами только на основании уведомлений. С 1 января 2011 года транспортный налог так же, как и земельный налог уплачивается налогоплательщиками — физическими лицами не позднее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

Снижение ставок транспортного налога в целом по России произошло с 1 января 2011 года. Это снижение стало возможно за счет введения акцизов на бензин — 1 рубль за литр. Однако автомобилисты в итоге ничего не выиграли — потому что власти решили не давать им налоговых послаблений (уровень ставки определяется региональными властями, федеральные власти устанавливают только минимум и максимум ставок).

Так на примере Санкт-Петербурга, ставки транспортного налога были максимально большими. Но почему они не понизились, когда в стоимость бензина ввели транспортный акциз? Автомобилистов обманули?

Как пояснил автомобильный правозащитник Александр Холодов, сумма не поменялась по простой причине: раньше регионам разрешалось менять базовую ставку в 5 раз, теперь — в 10. Иными словами, если раньше ставка была 1 рубль, то ее могли увеличить до 5 рублей. Потом ставку понизили до 50 копеек. Но позволили регионам увеличить ее до 10 раз — то есть до тех, же 5 рублей. Параллельно возросли акцизы — а значит, общая нагрузка на автовладельцев стала больше.

Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский говорит, что закон никого обманывать не собирался: «Федеральные власти дали регионалам больше самостоятельности в проведении налоговой политики. Например, при благополучной бюджетной ситуации регионы вправе снизить ставки транспортного налога. И, напротив, в случае проблем с наполняемостью бюджета субъект РФ получает возможность частично заткнуть эту „дыру“ за счет автолюбителей, правда, со всеми вытекающими рисками».

Ответственность, таким образом, переложили на регионы. «А регионы налоги не понизили. Тех, кто это сделал, можно по пальцам пересчитать», — говорит начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. Пресс-секретарь Комитета по финансам Лариса Федченко в качестве примера называет Ленобласть, Москву и Московскую область: там после понижения базовые ставки не менялись — сумма оказалась в 2 раза меньше прежней.

Вся эта история, рассказывает Андрей Топтун, началась в 2010 году с разговоров о замене транспортного налога акцизами на бензин. «Смелости не хватило, поэтому ввели рубль за литр бензина дополнительно, а налог как бы отдали субъектам Федерации».

Транспортный налог и почему автомобилисты его не платят

Между тем Александр Холодов считает, что замена транспортного налога акцизом, включенным в цену бензина, была бы верным шагом, если бы размер акцизов рассчитывали не в Минфине: «Минфин предлагает повысить цены на 3 рубля. А у нас, сколько мы ни прикидывали, получается, что если копеек на 50 повысить, то можно отказаться от транспортного налога».

В Комитете финансов СПб считают, что переход на акцизы маловероятен, поскольку очень дорого обойдется. В 2010 году в бюджеты всех регионов поступило 76 млрд рублей налога и 166 млрд рублей — акцизов. Соответственно, в случае отмены транспортного налога компенсация выпадающих доходов региональных бюджетов потребовала бы одномоментного увеличения ставок акцизов на нефтепродукты более чем на 45%.

Зато с переходом на акцизы те, кто автомобилем пользуется часто, будет платить куда больше, чем те, кто ездит раз в год — что вполне справедливо. «Мне кажется, автомобилисты совсем не против платить больше. Нужно лишь, чтобы деньги, которые мы платим, шли на развитие дорожной инфраструктуры», — уверен Андрей Топтун.

Формирование транспортного налога — одна из самых злободневных тем и среди отечественных автолюбителей, и в коридорах власти. Но пока законодатель думает о его реформе, остаются легитимные способы, уйти от уплаты этой подати.

Семьи, в которых трое и более детей, имеют право на освобождение от уплаты транспортного налога. Правда, эта льгота действует лишь на одно транспортное средство, принадлежащее одному из родителей или усыновителей в многодетной семье. Чтобы оформить освобождение от транспортного налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и предъявить документы, подтверждающие многодетность семьи (например, в Москве это официальное «Удостоверение многодетной семьи города Москвы»). При этом мощность самого транспортного средства, будь то автомобиль, мотоцикл, мотороллер, автобус или трактор ничем не ограничена. Правда, достойное содержание даже трех малышей выйдет куда дороже, чем оплата налога даже самого крутого транспортного средства.

Поэтому у экономных россиян куда популярнее другой способ — оформление автомобиля на родственника-льготника. В частности, по закону не платить транспортный налог могут ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий, а также инвалиды I и II групп. Для получения льготы человеку, имеющему на нее право, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и предоставить туда пакет документов (заявление установленного образца, удостоверение, свидетельство или медицинская справка, подтверждающая право на льготу, и т.д.). Правда, этот вариант не платить казне за собственные колеса распространяется лишь на автомобили, мощность двигателя которых не превышает 150 л.с.

Транспортный налог и почему автомобилисты его не платят

Транспортный налог, как известно, считается, исходя из мощности двигателя в лошадиных силах (л.с.). Однако измеряется она еще и в киловаттах (кВт). В ПТС обычно указываются оба значения, хотя можно обойтись одним. При этом к примеру, для автомобилей с двигателем менее 100 л.с. ставка налога на каждую «лошадку» составляет 12 рублей, а свыше 100, но до 125 л.с. — уже 25 рублей. Таким образом, если мощность двигателя составляет, хотя бы 100.01 л.с., сумма транспортного налога из-за этой 0,01 возрастет почти в два раза. Но если мощность двигателя в ПТС указать только в киловаттах, то ее можно слегка «скорректировать» в меньшую сторону — как показывает практика, налоговая в киловаттах разбирается куда хуже, чем в «лошадях». А для расчета транспортного налога останется умножить мощность двигателя в кВт на коэффициент 1,35962, затем округлить до двух знаков, после запятой и получить мощность в «лошадях», причем немного заниженную в пользу водителя.

Автомобиль с иностранными номерами по действующим законам не облагается транспортным налогом. Правда, ввезти такую машину на территорию России может не только иностранец, но и гражданин РФ, имеющий вид на жительство в другой стране.

А вот ещё один вариант, это постановка автомобиля на учет в регионе с низкими ставками транспортного налога. Ни для кого не секрет, что ставки налога сильно разнятся в зависимости от региона. Так, например, в Москве и во многих других регионах ставка налога при мощности машины более 250 л.с. составляет 150 рублей за 1 л.с. силу. В каких-то регионах она несколько меньше, но практически везде он выше 100 рублей за 1 л.с., за исключением республик Северного Кавказа. Например, на комфортный Мерседес Е500 мощностью 306 л.с. размер налога будет 45.900 рублей. За эти деньги можно заправляться почти полгода с учетом 20-ти тысячного годового пробега. А вот житель благодатной Чеченской республики за владение таким же автомобилем платит налог в размере 4.590 рублей, то есть в 10 раз ниже. Напрашивается вариант — надо переезжать жить в Чечню! А вот прописаться в Чечне и поставить там автомобиль на учет — совсем другое дело. Возникает все-таки проблема — выписываться у себя в регионе, ехать в Чечню, и там прописываться.

Так вот чтобы не выписываться из своего региона и не прописываться там, где налог меньше, Правительству РФ давно пора сдержать своё слово и отменить налог, сборы которого приблизительно составляют 50%. Причём бензин уже подорожал, и акцизы за него вполне способны покрыть нужды развития инфраструктуры. Да и уклонисты от уплаты налога при покупке бензина теперь и так платят за развитие наших направлений, которые возможно в недалёком будущем станут дорогами.

Автор: Юлия Сироткина, дата публикации: 12.05.2015
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Интересное по теме
Новости по теме: