Полная версия

Оперативная аналитика топливного рынка России

Оперативная аналитика топливного рынка России

Что влияет на цену бензина?

В одиннадцати регионах нашей необъятной России экономисты провели ряд исследований и доказали наличие прямой связи цен от объемов государственных закупок топлива, количеством поставщиков и ценовой политики рынка. В целом, экономисты считают эту зависимость по простой формуле: «Увеличение закупаемых объемов топлива государством влияет на количество поставщиков внутри страны — тем самым, мы видим повышение цен».

Росстат заявляет: в большинстве центральных субъектов Российской Федерации фиксируется средненедельное увеличение цен, в Чите — на 2,7%. В некоторых субъектах (Чечня и Дагестан) отмечается снижение цен на 0,3-0,4%. Более всего цены снизились в Архангельской области — на 0,5-0,6%.

В Москве и Санкт-Петербурге бензин в среднем за неделю дорожает на 0,6% и 0,1% соответственно.

Было гладко на бумаге...

Многие из читателей задаются вопросом: «Какие законы и коррективы принимает правительство в этой области?».

Почти ежегодно Госдума вносит коррективы и переписывает законопроекты о правилах проведения государственных закупок и прозрачной публикации данных этих закупок. Но конкурентная среда на внутреннем рынке России все так же бедна, а следовательно и цены не меняются. Конечно, нужно отдать должное нашему правительству за попытки контроля этой сферы рынка, но в целом проблема не в законодательстве, а в отсутствии конкуренции на топливном рынке — монополисты сговорились.

До тех пор пока существуют монопольные соглашения, вы не добьетесь справедливой цены. С учетом всех технических операций по переработке сырой нефти и производству топлива, можно смело сказать: «Дизельное топливо — самый дешевый продукт производства». Так как же цена ДТ может быть равна, а в некоторых случаях даже выше цены на АИ-92? Этим вопросом должны задаваться органы государственного надзора и антимонопольной службы России.

Динамика рынка и прогнозы специалистов

Все автомобилисты отмечают печальную тенденцию повышения цен на горючее. В ноябре 2011 года, цена АИ-95 перевалила за тридцатирублевый порог. Не смотря на заявления нефтедобывающих компаний об отсутствии предпосылок к повышению розничных цен на бензин, они все же открыли телефонные «горячие линии» для потребителей. Правительство России пытается заморозить цены, но эксперты отметили, что очередное административное вмешательство грозит 10—20-процентным ростом цен на топливо. «А воз и поныне там...», — скажут простые граждане, и они будут правы. Невозможно государственными рычагами замораживать, останавливать или сбивать цены рыночной экономики — политика полумер приводит к появлению «серых» схем. Они же в свою очередь ведут за собой еще большее увеличение перекупщиков топлива внутри страны.

Кто «рулит» ценами?

Большинство экспертов ВЭС сходятся во мнении: «Зависимость отрицательного курса рубля на мировом рынке повышает цены на энергоносители, в том числе бензин, на внутреннем рынке России». Падения курса рубля также могут совпадать и с сезонными колебаниями спроса на топливо. Такие тенденции неоднократно провоцировали подорожание бензина в начале 2014 года.

Из-за чего экспорт для нефтедобывающих компаний стал привлекательнее, чем продажа внутри страны. По причинам ограниченных предложений от крупных нефтеперерабатывающих предприятий на оптовые закупки бензина в Российской Федерации выросли цены на АИ-92, АИ-95 и ДТ.

Что влияет на цену бензина зарубежных покупателей?

Зависимость повышения курса американской валюты может, но не является основным фактором повышения цен на топливо в Европе. По мнению Геннадия Рябцева, заместителя директора научно-технического Центра «Психея», «доллар хоть и является основным фактором, влияющим на ценовую политику на топливо потребляющем рынке, но не единственным». Он уточняет: «Так, например, девальвация рубля оказывает воздействие на розничные цены для потребителей бензина в большей степени, чем другие факторы воздействия».

При этом не стоит забывать, что доллар встал на тенденцию постоянного подорожания с начала 2014 года на 5%, а европейская валюта набрала 4,5%.
«Такие тенденции роста валюты, означают, что нефтедобывающие компании, которые закупают крупные партии нефтепродуктов, тоже вынужденно уплачивают высокие акцизы. Акцизы в свою очередь измеряются евро валютой, а не долларами, соотношение евро / доллар также имеет тенденцию „плавать“, а с учетом этого в следующих закупках придется уплачивать большую стоимость акциз», — подчеркнул эксперт. В среднем в ближайшее время один литр бензина может подорожать на 50-90 копеек, в переводе на наши деньги.

Процентный рост и сравнение цен на топливо в 2014 г.:

Россия — выросли на 6% (32,7 руб./л.);

Белоруссия — выросли на 20% (33 руб./л.);

Казахстан — поднялись до 30,7 руб./л.

Но Россия и страны ТС все еще удерживают последние места в рейтинге цен на топливо среди 33 стран Европы. Самый дорогой бензин сейчас в Норвегии — 79,1 руб./л. АИ-95. Италия — на втором месте, там бензин стоит 78,2 руб./л., Нидерланды на третьем месте — 76,6 руб./л.

Автор: Юрий Шишков, дата публикации: 20.05.2014.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Следите за ценами на бензин в online режиме.

Интересное по теме
Новости по теме: